Хоккеисты часто выбирают свой вид спорта по примеру отцов, которые в свое время занимались хоккеем. Любовь Александра Лукина к фотографии тоже родом из детства. И пусть его отец занимался фотоискусством на любительском уровне, Александр увлекся этим профессионально. Участник фотоконкурса КХЛ и Canon #ЖивиХоккеем рассказал KHL.ru о своей работе.
- Александр, что вас привело в спортивную фотографию?
- Меня с детства увлекала фотография. Мой отец был фотолюбителем, много снимал семью, сам проявлял, печатал, у нас дома всегда были фотоаппараты, объективы, книжки по фотографии, в том числе красивые импортные издания. Мне все это было тоже интересно, в какой-то момент я начал читать, изучать, как работает фотоаппарат. Во взрослой жизни занимался разными вещами, но интерес к фотографии сохранял всегда. Где-то в 2010 году понял, что хочу заниматься этим, и поскольку сам играл в баскетбол, поначалу делал репортажи с баскетбольных матчей. Так и закрутилось, стало получаться, я начал развиваться в этом направлении.
- Вы много лет снимаете разные виды спорта. Наверное, как простому болельщику вам уже неинтересно наблюдать за спортивными баталиями?
- Я уже не вспомню, когда я последний раз ходил на спорт в качестве зрителя. Я всегда иду с фотоаппаратом – либо это заказ, либо интерес к конкретному мероприятию. Могу привести пример проходящего сейчас чемпионата мира по футболу: когда смотрю футбольные матчи, у меня ТВ-картинка сразу «дробится» на кадры. И я вижу, что если бы я находился на той или иной позиции на поле, то сделал бы вот такие фото. Или когда ребята побежали радоваться голу – я думаю про фотографа, который сидит вот на том углу: у него сейчас точно получатся классные кадры. Меня это нисколько не напрягает, не мешает смотреть матч – это параллельный процесс, происходящий в силу моей специализации.
- Многие фотографы спорят, что лучше – пленка или цифра. Вы чему отдаете предпочтение?
- Сейчас, по сути, споров уже нет. Всё профессиональные фотографы перешли на цифру. Плёнка осталась уделом очень узкого круга (в фэшн-индустрии, бывает, до сих пор снимают на плёнку) и ностальгирующих людей. На самом деле, хороший результат можно получить и там, и там. С точки зрения простоты достижения результата у цифры преимущество. И фотография сейчас зачастую является совместным продуктом фотографа, редактора и даже администратора сайта, на котором она публикуется.
Я нажимаю на кнопку и получаю кадр, которого нет больше ни у кого. Медведица такого никогда не повторяла, а моя фотография выиграла конкурс и была опубликована в National Geographic.
- А что касается хоккея – как там сделать запоминающийся кадр?
- Спортивная фотография – одно из самых требовательных направлений. Когда я только начинал снимать матчи, на ледовой арене было темно, фотоаппарат работал на пределе возможностей. Со временем и я стал понимать игру, и света на площадке прибавилось, и технические возможности появились.
Не считаю, что техника определяет все: можно и с простым набором снять что-то достойное. С другой стороны, у тебя может быть отличное видение площадки, но отсутствовать техническая возможность его реализовать. Поэтому в спорте технические требования более ярко выражены. В хоккее, как и в других видах спорта, на результат влияют в том числе удача и интуиция. Важно почувствовать атмосферу, понять, какая игра происходит на льду. Ну а дальше совместить своё чутьё и понимание с возможностями техники.
- И все же ваш самый запоминающийся кадр сделан не на хоккее?
- И это, наверное, один из самых легких кадров в моей жизни. В Новосибирске в 2014 году впервые в истории нашего зоопарка родился белый медвежонок. На тот момент я уже делал фото из зоопарка, но серьезно этим делом не занимался. Однажды зимой я стоял возле вольера медведицы, буквально подошёл на пять минут. И произошло то, чего она раньше никогда не делала: взяла медвежонка зубами за ухо, подняла к себе и, держа его, встала в полный рост. В этот момент я нажимаю на кнопку и получаю кадр, которого нет больше ни у кого. Сама медведица такого никогда не повторяла, а моя фотография выиграла конкурс зоопарка, этот кадр был опубликован в National Geographic.
Все случилось благодаря случайности. Могу сказать, что этот эффект силен и в спорте, но затем с опытом он перерастает в понимание того, что и где произойдет.
В хоккее на результат влияют удача и интуиция. Важно почувствовать атмосферу, понять, какая игра происходит на льду. А дальше совместить чутьё и понимание с возможностями техники.
- Долго ли определялись с работами, которые вы отправили на фотоконкурс КХЛ и Canon #ЖивиХоккеем?
- Что касается выбора фотографий – хорошие кадры остаются в голове, они уже были выбраны мной и опубликованы где-то в социальных сетях или подборках. А в голосовании членов жюри меня удивил не победитель, а то, почему именно эта фотография была выбрана. Я бы, к примеру, отдал приз другой фотографии Елены Колпаковой – «Крик», потому что это классное попадание в ассоциацию с картиной Мунка.
- У «Сибири» из сезона в сезон максимальные показатели посещаемости. А болельщики часто являются героями ваших снимков?
- Болельщиков всегда классно снимать! Театр начинается с вешалки, а весь спорт – с болельщиков. Так получается, что первые кадры в моих репортажах – это всегда кадры с трибун, как зрители готовятся к матчу, как они раскрашены, их интересные и красивые лица. У нас уютная арена, несмотря на возраст, и заполнена она всегда почти на 100%, и те моменты забитых голов, радости, исполнения гимна, когда трибуны хором поют «Славься, Сибирь» – это здорово!
Один из моих любимых кадров – «Снеговики тоже плачут» – фото маленького мальчика в костюме снеговика в джерси «Сибири» со слезами на глазах после поражения команды. Пресс-служба увидела этот кадр, разыскала мальчика, ему подарили подарок, а игроки утешили: «Не переживай, всех порвем!»