— Григорий, в отличие от регулярного чемпионата «Салават Юлаев» играет намного интереснее именно в плей-офф. Почему так происходит, и как это можно объяснить?
— Сложный вопрос. Можно назвать кучу причин, почему у нас такой регулярный чемпионат, почему в плей-офф наша игра меняется. По крайней мере, каждый в команде старается доказать, что мы выходим биться, побеждать и проходить своих соперников. Кто-то в нас верит, кто-то нет. Я думаю, сейчас это важнее, чем искать какие-то причины.
— Может быть, команде не хватало должной мотивации в регулярном чемпионате?
— Для любой команды, в какой бы я ни играл, плей-офф – совершенно другая история. Конечно, гладкий чемпионат – это важная часть, но плей-офф – уже мужицкие игры, битва характеров. Конечно, в розыгрыше Кубка Гагарина уровень мастерства играет определённую роль, но именно мужицкий характер преобладает над другими составляющими. В команде собираются люди, которые проникаются одной целью.
— Какие мысли были, когда стало известно, что вы сыграете в плей-офф против «Авангарда»?
— Лично для меня нет разницы, с кем играть. Команды, которые выходят в плей-офф Кубка Гагарина – бьются все. Я не считал и не смотрел: «Ак Барс» это будет или «Барыс», удобный или неудобный соперник. Наоборот, кайфую, когда играю против сильных клубов.
— Вам было сложнее начинать матчи плей-офф на выезде, или наоборот проще от того, что на команду меньше давления?
— Эти вопросы, мне кажется, больше для обсуждения болельщиками. Для меня важнее конкретика: ты выходишь, чтобы выигрывать, а не рассматриваешь, какая арена, какого цвета майки, какие коньки – всё это второстепенные вещи. Нужно больше концентрироваться на важных моментах, составляющих победы, а не на том, что кто-то где-то говорит или думает.
— Многие специалисты называли «Авангард» фаворитом в вашей паре. Такие разговоры были вам на руку?
— Если честно, всё, что касается новостей, слухов и разговоров – я не любитель этим заниматься. У меня есть конкретная работа, которой нужно полностью отдаваться, а всё что вокруг… Понятно, что для прессы это интересно, для людей, но не для меня. Моё дело – концентрироваться на хоккее.
— Какие качества, на ваш взгляд, выходят на первый план в плей-офф?
— Характер. Это основное. Ты можешь быть сколь угодно техничным, можешь быть невероятным распасовщиком, но если у тебя нет характера, в плей-офф ты будешь кататься как серая мышь.
— Понятно, что львиная доля нагрузки в серии ложилась на звено легионеров, но результат делали зачастую и третье, четвёртое...
— Плей-офф – время всей команды, всего коллектива. На одном звене не проедешь. Да, до какого-то определённого момента будет получаться, но потом всё равно наступит вилка, и ты просто встанешь. Поэтому в плей-офф важны все составляющие.
— Как в плей-офф забывать крупные поражения?
— Лично меня поражения мотивируют. Особенно в плей-офф и крупные. Понятно, что после каждого матча делается детальный разбор, ты смотришь на ошибки, и понимаешь, что проиграл из-за мелочей. И если эти мелочи исправить, то будет положительный результат.
— Матчи на вылет часто сравнивают с войной. Насколько сложно вам совладать с эмоциями?
— Приведу сравнение: одно дело, когда тебя провоцируют, и ты поддаёшься – это негативный момент. Другое дело, когда у команды небольшой застой, и ты понимаешь, что какими-то действиями можешь взбодрить партнёров. Да, всё может закончится дракой, удалением...Но если это приведёт к победе, я считаю это положительным действием. Во многих командах кого-то заставляют, кого-то просят, есть и ребята-провокаторы. Но они делают это для команды.
— Звено «Авангарда», в котором играют Сергей Шумаков и Кирилл Семёнов, очень ярко провело эту серию. Почему его не удавалось закрыть?
— Ничего экстраординарного они не придумывают: защитники бросают, нападающие добивают. Наверное, нужно было плотно играть перед воротами, ловить шайбу на себя, чтобы она не доходила до Метсолы. Игра простая и одновременно непростая.
— Фактор своих трибун оказывает на команду дополнительное давление?
— Главное – это внутренняя подготовка. Это как на экзамене. Как ты к нему готов - сдашь, шпаргалку здесь не вытащишь. Что касается болельщиков – это очень важная составляющая. Не могу сказать, что нас хуже поддерживали на выездных матчах в Балашихе. Огромное количество наших болельщиков – это классно!
— Последний шаг для «Салавата Юлаева» в серии против «Авангарда» получился очень сложным…
— Пацаны наши бились. Всей командой ложились под шайбу. Мне кажется, даже те, кто на лавке сидели, хотели лечь под неё. Плюс болельщики, особенно в конце матча, когда играли в меньшинстве... Приятно было посмотреть! Никто из нас не хотел ехать в Балашиху на седьмой матч.
— Вы сильно переживали, что не сможете помочь команде из-за трёхматчевой дисквалификации?
— Конечно. Я чувствовал за это ответственность. Даже когда сидел перед игрой с ребятами в раздевалке, меня потряхивало.
—Игроки «Авангарда» после поражения в серии сказали, что шайба, заброшенная «Салаватом Юлаевым» во второй игре за шесть секунд до сирены, стала переломным моментом в серии.
— Значит, они на этом и прокололись. Наверное, как-то не по спортивному сводить серию к определённому моменту, тем более во втором матче, когда впереди ещё много игр. И если такая шайба надламывает всю серию… Раз соперники так сказали, значит так и есть.
— Какая серия с «Авангардом» — прошлогодняя или нынешняя — была более эмоциональной и интересной?
— Не совсем корректно их сравнивать. Прошлогодняя серия – это был финал Восточной конференции, да и команды отличаются от прошлогодних: ребята меняются, какие-то мелочи, эмоциональный и физический фон.
— Удаление Михаила Пашнина в первой игре серии, когда тот заступился за Метсолу завело в дальнейшем уфимцев?
— Тогда мы получили четыре минуты... Может быть, это воспринимается, как отрицательное действие, но в следующий раз человек, который толкает вратаря, уже будет думать: «Сейчас я туда полезу и получу». Не у каждого хватит характера, чтобы не испугаться.
— Правда, что после того удаления вы собрались с ребятами в раздевалке и серьёзно поговорили насчёт дисциплины?
— Да, у нас был такой разговор. Излишняя грубость не приветствуется.
— В пятой игре серии вы, поехав в штрафной бокс, сняли с шлем и бросили его.
— Мы тогда проигрывали 1:2, я сидел на лавке и заметил у нас умиротворение что ли. Как будто мы были очень спокойными. Меня это завело, внутри передёрнуло. Я не люблю равнодушия, тем более в плей-офф. Когда это случилось, было столкновение с Зерновым, ко мне Бурмистров подъехал. Я кричал в сторону своей команды: «Мужики, давайте!». Выбросив шлем, хотел придать дополнительный импульс нашим ребятам.
— Столкновения с Потаповым и затем с Зерновым – накал плей-офф или какие-то личные счёты?
— Никаких личных счётов у меня с этими ребятами нет. С Потаповым уж точно. Я совершенно случайно его задел. Что касается столкновения с Зерновым – это был силовой момент, борьба.
— То есть вы целенаправленно не ехали на Зернова?
— Конечно же нет. Зачем мне это? Я прекрасно понимаю и знаю все санкции: мои дисквалификации и немаленькие денежные штрафы. Просто я всегда играю в таком стиле.
— Насколько сложно стало играть в жёсткий хоккей, ведь правила игры в последнее время заметно изменились.
— Дело больше не в сложности, а в контроле. С годами нужно больше себя контролировать, чтобы потом не садиться на три или четыре игры.
— Психологическое преимущество перед шестым матчем серии было на стороне «Салавата Юлаева», с учётом того, что ваша команда вела 3-2?
— Сейчас, после серии, могу сказать, что психологическое преимущество было на стороне «Авангарда», потому что им терять уже было нечего. Нам было сложнее: домашняя игра, плюс мы прилетели после сложного пятого матча в Балашихе. Понимали, что если проиграем, придётся вновь играть в гостях. Но и сопернику было не легче.
— Следите ли за результатами других серий?
— Смотрю только счета матчей или хайлайты. Какие пары меня удивили? Таких нет. «Барыс» прошел «Магнитку»? У них организованная команда, а «Металлург» лихорадило по ходу сезона. Московское дерби? Я бы отметил первый матч этой серии. Парни вышли рубиться, а не с шайбочкой поиграться… Несмотря на счёт, ребята из «Спартака» не отпускали соперника. Сделали всё, чтобы динамовцы не подумали, что легко победят.
— Какие мысли насчёт предстоящего противостояния с «Ак Барсом»?
— «Зелёное дерби» — это классно: ажиотаж, сумасшедший настрой. Я считаю его самым крутым дерби в КХЛ. Могу сказать это по своим ощущениям, потому что играл и в той, и в другой команде. Матчи с «Ак Барсом» — масштабное противостояние на уровне республик.
— Как вам удаётся отвлечься от хоккея при таком плотном графике?
— Стараюсь больше читать. Мне нравится психология, какие-то социальные книги. Возможно, они помогут мне в будущем и уже сейчас помогают. Я очень много путешествую, езжу по красивым местам Башкирии. При нынешнем графике свободного времени практически нет, поэтому стараюсь побыть дома – читаю и иногда выбираюсь в кино. Какой фильм из новинок понравился больше всего? «Джентльмены» Гая Ричи. Всё остальное было каким-то посредственным.
— Правда, что болельщики «Салавата Юлаева» подарили вам книжку о самых красивых местах Башкирии?
— Ещё в прошлом году. А на прошедший день рождения — уже книгу по палеонтологии, с полным описанием пород, гор и плит. Очень интересно! Люблю открывать для себя что-то новое.
— Три лучших места в Башкирии по версии Григория Панина?
— Конечно же, Иремель, Мурадымовская пещера и ущелье. В Башкирии вообще много красивых мест... Павловское водохранилище, Красный ключ, Сарва, на многих озёрах и вертолётных пещерах успел побывать. Столько мест объездил…Наверное, даже люди, которые много лет здесь живут, не проезжали столько, сколько я (улыбается). Следующее место, в котором хочу побывать – это Айгир.
— В деревнях, в районах республики люди вас узнают?
— Узнают, много было таких историй. Например, когда останавливаюсь на заправке. Люди подходят, фотографируются, интересуются, куда я в очередной раз еду. Мне очень приятно. Раньше, когда выкладывал истории в Инстаграм, люди спрашивали: «Григорий, вы еще здесь? Можно мы подъедем, сфотографируемся?».
— Какой матч плей-офф в карьере стал для вас самым запоминающимся?
— Не могу сходу вспомнить. Конечно, запомнилось чемпионство с «Ак Барсом», но это было уже давно. Мне очень хочется выиграть с «Салаватом Юлаевым». Знаете, такая жажда каждый год, когда тебе уже за тридцать… Когда мне было двадцать пять лет, казалось, что ещё так далеко до этого момента. Сейчас стараешься всё выжать из себя, из парней. Хочется вновь испытать ощущение победы в Кубке. Хочется вновь его в руках подержать, порадоваться, и чтобы все от этого кайфовали. Не только мы, но и болельщики. Готов отдать всё, что угодно за финальный матч.
— Три года назад вы переехали в Уфу из Москвы. Заметили разницу в масштабах любви к хоккею?
— Конечно. В Москве ты растворяешься. Выходишь после игры — стоят несколько болельщиков, немного. Они подойдут к Радулову или ещё к кому-то... В Уфе по-другому: всех игроков сразу узнают, очень хорошо относятся к ним. Когда мы выходим с ребятами — люди подходят, фотографируются, желают удачи. Москва немножко другая. Да, там тоже болеют, но там много разнообразия. В Уфе за хоккей болеют душой, сердцем, да всем, чем только можно.
— Хоккеистов часто поддерживают спортсмены из других видов спорта. Следит ли кто-то из ваших друзей за выступлением «Салавата Юлаева» в текущем плей-офф?
— Конечно. Например, Алексей Спиридонов из волейбольного «Урала» ходит на наши матчи. Даже когда они играют, он всё равно находит время, болеет за нас, пишет: «Брат, с победой!». Вячеслав Кротов из футбольной «Уфы» также пожелал удачи в плей-офф. Это приятно.
— Как вы относитесь к критике?
— Порой это неприятно, порой кто-то попадает в самую точку, в слабые места. Если критика идёт от специалиста, разбирающегося в той или иной области, воспринимаю её положительно. Если она беспочвенна и необдуманна — ловишь негатив. Стараюсь такую просто не воспринимать. Это как детстве: мы ведь родителей тоже не особо любили слушать? А потом выросли и стали понимать, что они правильные вещи говорили.
— Ваши разрисованные коньки привлекли много внимания. Расскажите, откуда пришла в голову такая идея?
— Не знаю, откуда взялась эта идея (улыбается). Мне просто захотелось что-то на них нарисовать, чтобы было какое-то соотношение между моим клубом и определённой символикой. Джокер и персонаж фильма «Оно» – это недавние фильмы, которые я смотрел. В начале сезона, когда у нас было «Зелёное дерби», болельщики сделали огромный плакат, где как раз были эти герои, вот я и подглядел. У меня есть знакомая девочка Ангелина, которая рисует картины. Я к ней обратился, попросил расписать коньки.
— Как не повредить это искусство, ведь шайба часто прилетает в коньки?
— А сверху на них нанесён матовый лак. Так что нормально.
Григорий Панин
Родился 24 ноября 1985 года в Караганде, Казахская ССР
Карьера: «Лада» – 2004-2008; «Ак Барс» - 2008-2014; ЦСКА - 2014-2017; «Салават Юлаев» - с 2017
Достижения: серебряный призёр чемпионата России (2005), серебряный призёр молодёжного чемпионата мира (2005), обладатель Континентального Кубка (2008), обладатель Кубка Гагарина (2009, 2010), бронзовый призёр чемпионата КХЛ (2019)