Насчет эпитета «великий» я бы сильно подумал. Скорее нет, чем да. Ощущение, безусловно, субъективное, но уж как есть. Тут ни при чём швейцарское гражданство, особенности характера, пятилетняя пауза в активной тренерской деятельности, и прочие, не имеющие отношения к главному, вещи. Он состоялся и реализовался, сделал много, и ещё многое может сделать, и вот этого «может» как раз и не хватает.
Я совершенно случайно видел его совсем пацанёнком в каком-то рядовом матче челябинского «Сельхозвузовца». Коллега посоветовал обратить внимание на «Славку Быкова, который всех за пояс заткнёт», и первое впечатление не обмануло – воспитанник спортклуба «Калибр», не получивший профессионального хоккейного образования, смотрелся форвардом исключительно самобытным. Лёгкий, маленький, вёрткий, быстро соображающий и нестандартно мыслящий – было даже как-то странно, что его не замечал «Трактор».
Впрочем, было понятно, что рано или поздно он в главной команде региона окажется. Пусть транзитом через челябинский «Металлург», но тем не менее, не без помощи открывателя талантов Петра Дубровина «Трактор» Славу Быкова всё-таки разглядел. И пару полноценных сезонов он челябинских болельщиков успел порадовать. Такие мэтры, как Валерий Белоусов и Павел Езовских, на молодого партнёра не могли нарадоваться. Центрфорвардом он оказался прирождённым, несмотря на очень скромные габариты. Мне всегда казалось, что из Быкова мог получиться отличный гимнаст – для гимнастики его антропометрия, координация и упорство подходили идеально. Впрочем, и для хоккея подошли тоже.
Взял бы его Виктор Тихонов в сборную именно из «Трактора» - вопрос риторический. Как говорится, «время было такое». Может, и взял бы, но не факт, что надолго. Тихонову этот стальной гвоздик нужен был прежде всего в ЦСКА – с прицелом на лидера второго звена. Место первого звена было занято навсегда, хотя есть легенда, что Слава Быков рассматривался в качестве претендента на ларионовское место. Но он занял в конце концов своё, и полагаю, что тройка Хомутов – Быков – Каменский в первую десятку звеньев отечественного хоккея войти может, если за всю историю – то хотя бы в качестве претендента.
Отбыв не в Квебек, а в Швейцарию летом 1990-го, Быков не ушёл с головой в новую жизнь, и впечатляюще отдал долг Родине, будучи лидером и оплотом (вместе с Андреем Хомутовым) национальной сборной на переломе эпох. Ни у кого из звёзд ничего подобного не получилось, а Быков в качестве капитана и лидера смог привести команду и к олимпийскому золоту Альбервилля-1992, и к первому российскому чемпионству в Мюнхене-1993. Вряд ли он тогда мог предполагать, что следующее золото сборная возьмёт только через полтора десятка лет, и ещё меньше мог думать, что это она сделает при непосредственном его руководстве. Ниточка, однако, протянулась, и то, что это сделал именно Вячеслав Быков, делает ему честь. Прощальный красивый росчерк советского хоккея без капитана сборной России был бы, конечно, невозможен – молодая неопытная команда и удар держала, и дерзала, глядя на своего вожака.
Десять лет спустя после расставания со сборной Вячеслав Быков получил швейцарское гражданство. Через год по предложению Евгения Гинера, курировавшего хоккейный ЦСКА, принял давно забывший о славных временах клуб. Гораздо позже Быков скажет, что остаётся армейцем навсегда, а верить или нет его словам – пусть каждый решает сам для себя. На новую ступень они с Игорем Захаркиным ЦСКА не вывели, зато повезло сборной. Не сразу, но повезло. В эти годы я достаточно плотно общался с Вячеславом Аркадьевичем, был непосредственным свидетелем развития его карьеры с пиком в Берне-2009, а про дальнейшие события если и стоит говорить, то пробросом. Тут книгу надо писать, в которой найдётся место и хорошему и, скажем так, не очень хорошему.
Общепризнано, что тренерский дуэт Быков – Захаркин вернул российскому хоккею чувство собственного достоинства и сумасшедшей победой в Квебеке-2008, и трудовым триумфом в Берне-2009. Как-то всё сошлось, и в решающий момент дважды выстрелило. Турниры отличались кардинально, по ходу их бывало всякое, но команда играла споро, смотрелась весело, и удача улыбалась ей чаще, чем улыбался главный тренер. На мой взгляд, лучшим их с Захаркиным матчем был полуфинал чемпионата мира в Квебеке против сборной Финляндии – крепкая финская команда была переиграна классически, и в каждом эпизоде этой встречи чувствовалась твердая тренерская рука.
Когда дуэт заматерел, им и вовсе никого в помощники стало не надо. На первом этапе это не мешало, дальше стало вызывать вопросы, как и совмещение постов. Олимпийский провал Ванкувера оказался в первую очередь тренерским – в четвертьфинале с хозяевами сборная представляла из себя жалкое зрелище, к такой Канаде она оказалась не готова. Неудача в финале чемпионата мира-2010, когда звёздная сборная России уступила совсем не звёздным чехам, только добавила вопросов, но магия двух побед отложила решение вплоть до Братиславы-2011, где команда добралась до медальной зоны с превеликим трудом, а после слилась просто катастрофически. Тут Вячеславу Быкову припомнили всё, и крыть ему, собственно, было нечем. И Кубком Гагарина в том числе, завоеванным его «Салаватом Юлаевым» той же весной. Связь этого успеха с братиславской неудачей есть. У Вячеслава Быкова на этот счёт другое мнение, но факт есть факт.
Через четыре года Быков повторит достижение уже с питерским СКА, показав снайперскую точность: один сезон – один Кубок. Согласно контракту предполагались ещё два сезона, но Вячеслав Аркадьевич решил ограничиться одним. Болельщики СКА ждали продолжения банкета, а в Швейцарии дедушку ждал внук Ваня. Принимая причины прервать тренерскую карьеру как веские, нельзя отделаться от ощущения, что не всё было так просто.
С годами Вячеслав Быков становится всё более прагматичным. Оба своих клуба после ЦСКА он принимал, просчитав всё до деталей. И «Салават» к концу нулевых созрел для Кубка Гагарина, а уж как СКА созрел, объяснять не надо. Это совсем не значит, что Кубок сваливался прямо в руки, потрудиться пришлось, но тенденция определилась: Быкову был нужен клуб с очень высокими шансами взять главный приз. Тут Вячеслав Аркадьевич бьёт точно в цель. Если не бьёт, то и не стреляет.
Он очень много говорит о семейных ценностях. О том, что важнее игры. О том, что хоккей - большая часть его жизни, но только часть. И что если он не может отдавать хоккею всё, то нечего и делать такую «половинчатую» работу. Тот образ жизни, который есть у него сейчас, позволяет ему отдавать хоккею ровно столько, чтобы это было не в тягость. Занимается развитием «Фрибурга», консультирует, ездит на семинары, открывает академии хоккея, даёт интервью... Допускает возможность возвращения, но не говорит, что именно в качестве главного тренера. Хотя команд, видевших его в этой роли, за пятилетку наберётся не меньше десятка.
Швейцария его дом уже 30 лет – ровно половина прожитой жизни. Нынешний образ жизни его полностью устраивает. Чего ещё надо? Может, чего-то и надо. Но чего именно, мы пока ещё не знаем.
ДОСЬЕ
Вячеслав Аркадьевич БЫКОВ
Родился 24 июля 1960 года в Челябинске.
Центрфорвард, тренер. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России.
Карьера игрока: 1979-1980 – «Металлург» (Челябинск), 1980-1982 – «Трактор» (Челябинск), 1982-1990 – ЦСКА, 1990 – 1998 – «Фрибур-Готтерон», 1998-2000 – «Лозанна» (Швейцария).
Достижения: двукратный олимпийский чемпион (1988 и 1992), чемпион мира (1983, 1986, 1989, 1990, 1993), серебряный призер чемпионата мира (1987), бронзовый призер чемпионата мира (1985, 1991), семикратный чемпион СССР (1983-1989).
Карьера тренера: 2000-2004 – в системе клуба «Фрибург», 2004-2009 – ЦСКА, 2009-2011 – «Салават Юлаев», 2014-2015 – СКА. 2006-2011 – главный тренер сборной России.
Достижения: чемпион мира (2008, 2009), серебряный призер чемпионата мира (2010), бронзовый призер чемпионата мира (2007), обладатель Кубка Гагарина (2011, 2015), лучший тренер КХЛ (2015).
Награждён орденами «Знак почета» и «За заслуги перед Отечеством».