Если преимуществом «Ак Барса» в регулярном чемпионате стала довольно надёжная игра в обороне (140 пропущенных шайб в 68 играх – третий показатель сезона, у «Автомобилиста» на 17 больше), главным оружием уральцев, пусть и сдерживающим, оказалось меньшинство – самое качественное в Лиге, если рассматривать сухие статистические показатели (86,2% нейтрализации). Примечательно, что в двух последних очных встречах – они прошли в 2024-м календарном году – «Ак Барс» ни разу не смог реализовать лишнего против команды Николая Заварухина. На чём же базируется меньшинство «Автомобилиста» и чем оно отличается от игры «Ак Барса» в аналогичном компоненте?
При «стандартных положениях», то есть на вбрасываниях, если шайба на «точке» проигрывается, дальний игрок у «Автомобилиста» сразу «замораживается» на своей позиции, делая два шага вперёд, а второй выдвигается активно и идёт в так называемый «загон».
В отличие от «Автомобилиста», у «Ак Барса» при проигранном вбрасывании в меньшинстве в давление идёт дальний игрок, в данном случае и довольно часто это опытнейший Артём Лукоянов (№89).
Непосредственно в зоне защиты для екатеринбуржцев базовым построением является «ромб», однако оно довольно условное. Игра в «ромбе», когда все игроки действуют по «зонам» и стараются встать на пути передач за счёт этого построения, является условно первым вариантом игры «Автомобилиста» в меньшинстве: в нём в давление на соперника, владеющего шайбой, выдёргивается один хоккеист и идёт в так называемый «загон» (в данном случае – защитник Денис Баранцев №8), в то время как остальные три игрока остаются на своих позициях. «Загон» от Баранцева вынуждает оппонента прибегнуть к очевидному варианту в данной ситуации – отыграть шайбу на синюю линию под бросок, к которому уже готов форвард уральцев Данил Романцев (№81) – он его блокирует.
Второй вариант игры «Автомобилиста» в меньшинстве – это агрессивная модель, екатеринбуржцы миксуют две схемы в зависимости от игровой ситуации и физической готовности своих хоккеистов действовать в одном или втором сценарии. При активной игре в меньшинстве любой из четверых обороняющихся хоккеистов может пойти в агрессивное давление, как в следующем эпизоде, когда один игрок бежит «гонять» соперника к борту, а второй сразу идёт в давление на синюю линию, в отличие от предыдущего эпизода, когда данный хоккеист готовился к блокировке броска.
Подобная активная модель игры не позволяет постоянно оставаться в «базовом» построении, то есть «ромбе», однако и это не сильно помогает соперникам. Что пытался предложить в ответ «Ак Барс»? В следующем эпизоде Александр Радулов (№47) при развитии эпизода пытается найти диагональ на противоположный край под завершение, но зона передачи закрыта защитником «Автомобилиста» Сергеем Зборовским (№2) – шайба попадает ему в конёк и уходит с нужной траектории.
К такому варианту розыгрыша «Ак Барс» в матчах против уральцев переходил несколько раз, однако успеха этого не принесло, поэтому не факт, что подопечные Зинэтулы Билялетдинова снова станут разыгрывать шайбу подобным образом, учитывая, что «Автомобилист» уже выработал адаптивность к этому варианту. В следующем эпизоде казанцы снова пытаются разыграть «треугольник» под завершение на дальний фланг, снова на диагональную передачу нацелен Радулов, но снова коридор для прохода шайбы оказывается заблокирован.
Активная игра «Автомобилиста» в меньшинстве часто вынуждала сваливаться «Ак Барс» на броски издали – и здесь ответственность падает не только на полевых хоккеистов, которые должны вставать на линии шайбы, но и на вратаря. Ещё один вариант, который пытались использовать казанцы, это розыгрыш в условной схеме 2-1-2, но и здесь они столкнулись с активной игрой соперников – в данном эпизоде защитник уральцев активно срывается на правый край и просто-напросто отбирает шайбу.
Что можно придумать, чтобы выйти из-под этого? «Ак Барс» пытался совершить «размен»: в данном эпизоде схема у казанцев более классическая, близкая к 1-3-1, но главное здесь в другом: один из хоккеистов в белой форме ставит блок активно выдвигающемуся на правый край сопернику из «Автомобилиста», «завязывает» и блокирует его, открывая возможность партнёру выехать к пятаку с опасным броском, хоть и с острого угла – впрочем, держа в уме калибр нападающих «Ак Барса», среди которых такие мастера как Радулов, Вадим Шипачёв, Дмитрий Кагарлицкий, и из такой позиции броски вполне могут оказаться голевыми.
Из особенностей игры в меньшинстве в исполнении «Ак Барса» можно отметить то, что, когда розыгрыш идёт через «низ», то есть с переводом шайбы за ворота, обороняющаяся четвёрка в полном составе спускается очень низко, а «Автомобилист» в том числе и в очных встречах против казанцев прибегал к именно такому розыгрышу.
В такой модели игры в меньшинстве важная роль у двух нападающих, когда соперник начинает поднимать шайбу из-за лицевой линии – они не должны забывать, что одна из их ключевых задач – нейтрализация поперечных и диагональных передач, однако как раз в этом компоненте «Ак Барс» против «Автомобилиста» однажды и провалился, пропустив гол.
Ещё одно реализованное большинство «Автомобилиста» в очной игре против «Ак Барса» в 2024-м году: здесь казанцы допускают оплошность, оставляя в центре своей зоне праворукого Сергея Широкова под бросок – ему никто не мешает. Если команда Билялетдинова будет допускать подобное и в плей-офф, это может обернуться катастрофическими последствиями.
Если говорить об игре команд в равных составах, по ходу гладкого первенства они явно не реализовали свой атакующий потенциал, порой излишне переходя на пассивную модель игры. С такой мощной по именам линией нападения «Ак Барс» оказался лишь 12-й командой регулярки по числу заброшенных шайб (175 в 68 играх), а «Автомобилист», у которого в составе Стефан Да Коста, Широков, Брукс Мэйсек и ряд других мастеровитых хоккеистов, и вовсе стал 16-м (163 шайбы – на пять меньше, чем у не вышедшего в плей-офф ХК «Сочи»).
Какие сложности создавали казанцы при игре «пять на пять» в очных встречах в регулярке? «Ак Барс» довольно часто использует позиционные атаки с поднятием третьего атакующего на синюю линию – и «Автомобилист» обычно предпочитает действовать персонально, разбирая соперников «один в один».
Проблемы у уральцев возникали, когда «Ак Барс» приправлял эту схему нападения ещё и сменой мест – здесь у подопечных Николая Заварухина уже начиналась «кружиться голова», наглядный пример со взятием ворот:
«Автомобилист» старается возвращаться в оборону строго по «точкам», то есть каждый игрок «тормозит» на своей позиции – идея заключается в том, чтобы перекрыть все возможные зоны для развития атаки соперника. Как это можно преодолеть, «Ак Барс» показал в следующем эпизоде, сыграв более агрессивно, нежели уральцы. Второй хоккеист Казани (Кирилл Семёнов, №94) пошёл в поддержку и забрал шайбу после борьбы «один в один» Мэйсека (№17) со Станиславом Галиевым (№22).
Быстро скинул на полуборт, оттуда Семён Кошелев (№21) «нырнул» на ударную позицию, и Баранцев (№8) не успел сыграть с ним – гол.
Ещё один нюанс, на который в преддверии серии необходимо обратить внимание тренерскому штабу Заварухина – это работа на «пересменках», проблемы в которой возникали как раз в последних встречах регулярного чемпионата. В следующем эпизоде, несмотря на то что шайбой владеет соперник, два хоккеиста «Автомобилиста» совершают смену.
Оставшегося Да Косту в средней зоне просто-напросто объезжают, и «Авангард» реализует выход «три в два» броском сходу с перевода – по сути, пропущенная шайба на ровном месте.
Снова работа при смене, аналогично у «Автомобилиста» двое меняются – получается выход «четыре в два», который не реализуют соперники, только чуть-чуть не попадая в дальний угол при завершении.